Лосьмино (Скобелево) – деревня Кайдаковского сельского округа Вяземского района. В прошлом – село Юхновского уезда. Расположено недалеко от Калужского тракта. В 1755 г. майором Георгием Тимофеевичем Шатихиным был построен каменный храм Преображения Господня. В настоящее время с автодороги Вязьма – Калуга видно полуразрушенное здание храма.
Церковь расположена на открытом возвышенном участке между жилой застройкой села и кладбищем, заросшим деревьями. К северо-востоку от здания сохранились остатки усадебного парка с каскадными прудами. Церковь во имя Преображения Господня «холодный» храм и «теплый» придел во Имя Святителя Николая построена в 1744 – 1755 гг. на средства майора Георгия Тимофеевича Шатихина.
В 1851 году 25 июля был вновь вызолочен иконостас мастером московским Михаилом Васильевичем Поряевым (Горяевы) и расписан вновь алтарным живописцем из г. Вязьмы Петром Макарычем Зуевым. Об этом свидетельствует надпись, которая была спрятана за иконостасом церкви и содержала следующее: «1851 году июля 25 числа в новь вызолочен сей иконостас мастером московским Михаилом Васильевичем Поряевым (Горяевы) и расписана настоящая церковь, алтарь на живописцем города Вязьмы Петром Макарычем Зуевым и пожертвованием помещика Алексея Григорьевича г. Ковалева». Алтарь церкви был одноэтажный, пятигранный.
В конце 19 или начале 20 вв. кирпичные стены на многих участках закрыла цементная штукатурка. Ажурный крест над храмом изготовлен в последней четверти 19 в., главный алтарь, квадратная трапезная и колокольня с основанием той же ширины разобрана. От пределов сохранились лишь плоские восточные стены. Ярусная объемная композиция и декор уцелевшего ядра здания близки нарышкинскому барокко. Колокольня трехъярусная, восьмерик на четверике. Восьмерик был неубывающим к верху, окна с наличниками шли в два яруса.
Высокий двухсветный четверик завершен широким восьмериком с вытянутыми вверх гранями. Меньший восьмеричок над ним увенчан граненой главкой на глухой шее. Углы четверика выпущены между узкими лопатками на флангах фасадов. На восьмериках лопатки закрывают ребро между гранями. Окна обрамлены наличниками с вогнутыми скатами разорванных фронтонов. На южном фасаде четверика проемы размещены по двум осям: на северном – западная половина стены проемов не имеет из-за примыкания граненого предельного алтаря с крутой кровлей. Окна с коробовыми перемычками забраны волнистыми решетками. Несложный перспективный портал на северной стороне завершен полукружием арки.
Храм соединялся тремя арками почти одинаковых размеров с алтарем, имевшим параллельные стены. Более короткий южный предел был прямоугольный с сомкнутым сводом. Трапезную, перекрывавшую монастырский свод пристроили позже, поэтому оно значительно отличается от самой церкви.
Закрыт храм был в 30-е годы 20 века. Но как утверждают некоторые местные жители, в частности Евдокия Ивановна Прохоренкова (в девичестве Паршина) 1925 года рождения, храм продолжал действовать еще до войны. Возле церкви на горке жил поп с семьей, у него было двое детей, дочь Александра Васильевна была замужем за директором школы. Место, где жил поп, в народе получило название «поповка».
По словам местной, жительницы Валентины Алексеевны Васильевой с 1948 по 1957 гг. в большой (зимней) церкви располагался молокозавод, а с 1957 по 1986 гг. в летней церкви располагалось сепаратное отделение. В 1957 году по приказу Астахова Михаила Захаровича – председателя колхоза «Путь Ленина», который руководил строительством телятника, старую (зимнюю) церковь взорвали на кирпич. По воспоминаниям старожилов, кладка была настолько крепкой что трактора, рвали тросы, когда пытались снести здание. После 1986 года церковь стоит заброшенной.
На церкви висел колокол, но существует множество версий о том, когда его сняли. Одна из них, что в середине 20-х годов прошлого столетия из Вязьмы пришел приказ, снять купола. Председатель колхоза обратился к священнику Василию, с просьбой посодействовать, тот, подумав, согласился. Но колокола снимали аккуратно, а не скидывали, как это делалось в некоторых случаях, затем купола увезли в город. Эту версию подтверждает местный житель Евдокия Ивановна Прохоренкова. Другая версия заключается в следующем, колокол сняли в 1957 году, когда взрывали зимнюю церковь, так утверждает Валентина Алексеевна Васильева.
Еще хотелось бы заострить внимание на внутреннем убранстве церкви, до 1952 года, по словам Валентины Алексеевны Васильевой, работавшей в то время на молокозаводе, на стенах висели иконы и были видны фрески, но алтаря не было. Фреска изображавшая Николая Чудотворца было видно отчетливо видна с улицы до конца 80-х годов прошлого столетия. В то время когда в церкви располагался пункт приема молока, пол был уложен плиткой, в дальнейшем ее залили цементом. По словам все тех же местных жителей, после того как церковь разграбили, многое растащили по домам. В частности в одной семье деревни Лосьмино на протяжении ряда лет сохранялась Библия на старославянском языке, по которой учили детей грамоте. Затем эта книга была передана в Троицкий собор в Вязьме.
Возле церкви находилась могила помещика, на ней стоял памятник из черного мрамора в виде тумбы, с лежащей на скатерти книгой. Надпись на памятнике гласила «Поручик Леонид Михайлович Каховский». По словам Валерия Валентиновича Лакова, в начале 50-х годов прошлого столетия коммунист Михаил Петрович Ефарестов, зам. председателя колхоза, забрал этот памятник себе, и хотел разрубить, но потом вернул к церкви. За это его исключили из партии. Памятник долго валялся у церкви, а затем приехали сотрудники Вяземского историко-краеведческого музея и забрали к себе. Он долго лежал возле памятника Перновскому полку, а затем в начале 90-х годов этот памятник был увезен в деревню Покров, где и находится до сих пор. На том месте, где ранее стоял памятник сейчас могила мужа и жены Тычкиных.
Но как утверждает Федоров Олег, памятников было два, второй был из белого мрамора, и как утверждает Екатерина Воронова (первый послевоенный директор Вяземского краеведческого музея) на нем стоял бюст Каховского. Сейчас этот монумент находится в деревне Митьково, под крыльцом семьи Беловых. Также возле храма до начала 90-х годов находился еще один памятник из мрамора местному купцу.
По словам местных жителей (Ольги Николаевны Ивановой и Валентины Алексеевны Васильевой), в 1999 или 2000 гг. по заказу кокой-то вяземской организации приезжали военные из строительного батальона, выкопали фундамент зимней церкви, но через три дня уехали, сочли, что не рентабельно восстанавливать храм.
В настоящее время с автодороги Вязьма – Калуга видно полуразрушенное здание храма.
Таким образом, можно сделать вывод, что за годы советской власти на территории Вяземского района было утрачено множество храмов. В последние десятилетия на Смоленской земле происходит возрождение духовно-религиозной деятельности. В связи с этим появляется надежда, что храмы, если и не будут восстановлены, то хотя бы не будут забыты.
1 Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 4. / Под ред. Д. Ушакова. – М., 1996. С. 222.
2 Словарь русского языка. С.И. Ожегов. М., 1984. Стр. 628.
3 Смоленская область: Краеведческий словарь. – М., 1978 г. С. 105.
4 Комаров Д.Е. Вяземская земля в годы Великой Отечественной войны. — Смоленск. 2004 г. С. 366.
5 Смоленская область. Энциклопедия. Т. 2. 2003. С. 233.
6 Иеромонах Даниил (Сычев) Вязьма Очерки истории. — М. 1997 г. С. 173.
7 Данные сведенья предоставлены Федоровым Олегом, краеведом любителем, который записал ее в начале 90-х годов прошлого века на стене Лосьминской церкви. Сейчас эта надпись не сохранилась.
8 Архитектурные памятники Смоленской области в двух частях. Часть 2. — М. 1987 г.
9 Смоленская область. Энциклопедия. Т. 2. — Смоленск, СГПУ. 2003. С. 233.
(78)